- Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных
- В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (1996) в ст.9 записано, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Н.А. Стручков, Ф.Т. Кузнецов, В.Ф. Пирожков, А.А. Плоткин (1975) выделяют в режиме три взаимосвязанных функции: 1) карательную; 2) воспитательную; 3) обеспечивающую. Некоторые авторы выделяют и четвертую-функцию безопасности (А.П. Иванов, В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, А.Н. Сухов и др). Новый уголовно-исполнительный кодекс регламентирует дифференцированный подход к отбыванию наказания осужденными. Сейчас в одной колонии обеспечиваются различные условия режима содержания в зависимости от поведения осужденного - обычные, облегченные, строгие. Таким образом, человек самостоятельно выбирает для себя линию поведения и, тем самым, и условия жизни. Воздействие норм режима на осужденных противоречиво, вызывая как позитивные, так и негативные последствия.
Труд заключенных следует рассматривать не как наказание или средство снизить расходы на содержание. Он не является самоцелью, а должен подготовить осужденного к жизни на свободе. Большинство ученых-пенитенциаристов и практиков едины во мнении, что труд обеспечивает сохранность физического и психического здоровья осужденных, способствует созданию коллективистические отношений в их среде и, в конечном счете, ресоциализации личности (А.И. Зубков, В.Ф. Пирожков, К.К. Платонов, А.Ф. Сизый и др.). Однако его влияние на осужденных тоже не однозначно. Обязательный по юридической норме, но личностно не мотивированный труд оказывает слабое или даже отрицательное влияние. Положительное влияние возможно лишь при условии: 1) установки заключенного покончить с преступным прошлым; 2) производственно-технических стимулов (например, перейти с тяжелой работы на легкую); 3) социальных стимулов. Созданию таких условий способствует профессиональная консультация психолога (социального работника), а так же усилия администрации.
Взгляд на значимость образования и его влияния на преступника и на его исправление сложился не сразу. Многократно отмечалось, что оно по разному влияет на преступность, но установлено, что делает преступления менее жестокими. Образовательная подготовка влечет улучшение общей характеристики осужденных, а более высокому образовательному уровню лиц, отбывающих наказание, соответствует лучшая оценка их исправления (А.С. Михлин, 1985, Н.А. Тюгаева, 1997;). Осужденные-учащиеся совершают значительно меньше нарушений режима отбывания наказания и позитивно адаптируются. Учебные занятия отвлекают осужденных от пустого времяпровождения. Однозначно позитивный взгляд на значимость образования на процесс исправления высказывали: С.В. Познышев (1926), Ю.Ю. Бехтерев, А.С. Макаренко (1930). В зарубежной пенитенциарной практике обучение рассматривается как устойчивая модификация поведения осужденного.
Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств их исправления и ресоциализации. Уже в первом курсе тюpьмоведения, pазpаботанном пpофессоpом И.Д. Фойницким (1871) нашли отражение вопросы нpавственно-pелигиозных средств и методов воздействия на осужденных (А.Я. Геpд, 1916; С.В. Познышев, 1923). Пеpеоpиентация и pеоpганизация испpавительно-тpудовой системы в 1950-60-х гг. обусловили проведение комплексных исследований воспитательной работы в исправлении осужденных. В 1970-80-е гг. В.Ф. Пиpожков (1975) и В.А. Елеонский (1976) доказали, что при проведении воспитательной работы необходимо учитывать а) психологические баpьеpы; б) механизмы психологические защиты; в) установки осужденных.Особую важность в воспитательной работе пpиобpетает фоpмиpование у осужденных смысла жизни (В. Фpанкл).
А.М. Столяренко относит к психолого-педагогическим средствам исправления и перевоспитания среду осужденных. Ее роль всем очевидна, но обычно ее относят к группой условий. Всякий фактор (условие, обстоятельство, среда, методы, обеспечение и пр.) остается таковым до тех пор, пока он не становится предметом специального использования, пока не используется как инструмент, орудие, средство для получения нужного результата. Для осужденных среда в группах – условие, для персонала пенитенциарного учреждения – одно из средств решения стоящих перед ними задач. Автор подчеркивает, что любое исправительное воздействие срабатывает только тогда, когда изменяет психологию среды осужденных в благоприятном для исправления осужденных направлении. Пока использованию этого мощного социально-психологического средства не будет уделено первостепенное внимание, серьезного успеха в ресоциализации осужденных ожидать нельзя.
(А.И. Ушатиков )
Литература: Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. - М., 1923; Стурова М.П. Воспитательная система испpавительно-тpудовых учреждений: Автоpеферат дис. .. докт. пед. наук. - М., 1991; Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учpеждения в системе Министерства Юстиции России. - М., 1998; Концепция воспитательной работы с осужденными. - М., 2000; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. - Рязань , 2000; Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. – М., 2000. С.106-114.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.